Чумакова Елена Федоровна МБОУОСОШ №2 п.Орловский Ростовская область Учитель начальных классов
Открытый урок математики 1-а класса. Учитель Чумакова Е.Ф. Тема: «Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой» (система Занкова Л. В.) Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой Задачи: образовательные: создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры; развивающие: развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся; воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы; воспитывать желание охранять и беречь природу; здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ТСО, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе. Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация Power Point у учащихся : тетради, учебники И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, А.С. Итина «Математика 1 класс» (часть 1), тетради с печатной основой (часть 2). Ход урока. I Оргмомент - У нас сегодня гости на уроке. Повернитесь и поприветствуйте наших гостей. II Эмоциональный настрой. Прекрасно всё на небе, Прекрасно на земле! Прекрасно в нашем классе, Прекрасно всё во мне. Учитель: И вот такие прекрасные дети садятся за парты и начинают прекрасно работать на уроке. II Актуализация знаний и постановка проблемы. - Ребята, а как вы думаете, почему Колобок из одноимённой сказки убежал в лес от бабушки с дедушкой? (ответы детей) - Знаете, ребята, есть ещё одна версия. Послушайте её. «Пока Колобок остужался на окне, он услышал по радио передачу об охране окружающей среды. О том, что люди, отдыхая в лесу, часто нарушают правила бережного отношения к природе. И он решил на время убежать от дедушки с бабушкой в лес, чтобы навести порядок. Он уговорил зайца, встретившего его первым на тропинке, помочь ему приготовить и развесить запрещающие знаки: «Свалка мусора запрещена!», «Жечь мусор запрещено!», «Птичьи гнёзда не трогать!», «Ручей не засорять!», «Берегите лес от пожара!». Колобок поставил 3 знака и зайчонок тоже 3. Сколько всего знаков поставили колобок и зайчонок?(6) - Ребята ,а можно ли эту версию считать математической? (Да) Почему? (Потому что есть числа и вопрос) - Что можете рассказать о числе 6? (Стоит на шестом месте, соседи числа 5 и 7, на один больше чем 5 и на один меньше чем, 7. Учитель: Сегодня у нас на уроке гость. Отгадай те, кто к нам пришёл? По веткам скачет, Да не птица. Рыжая да не лисица. (Белка) - Молодцы, конечно же, это белка! - А что вы знаете о белке? Ученик: Белка большую часть жизни проводит на деревьях. Быстро лазает, легко перепрыгивает с ветки на ветку, прыжками двигается по земле. Белка очень запасливый зверёк. Неподалёку от своего дупла белка устраивает кладовую, где хранит орехи, нанизывает на ветки деревьев грибы. Ученик: Грибами питаются многие животные, поэтому нельзя топтать и срезать грибы без необходимости. Учитель: Ребята, если мы будем строго соблюдать правила поведения, то в наших лесах всегда будет много грибов, здоровых деревьев, сытых животных, а самое главное – это мы живые и здоровые. - Белочка нам принесла задания в корзинке и утверждает, что они очень трудные.(Выставляется белочка, а в корзинке задания) Учитель: Давайте выполним задания и проверим себя. Карточка 1. (учитель в произвольном порядке выставляет девять карточек с грибами, на которых записаны цифры от 1 до 9). - Посмотрите на эти грибочки. Как вы думаете какое задание нам предлагает белочка?( расставить грибочки с числами по порядку). - Что значит по порядку? ( в порядке возрастания) - Расположите числа в порядке возрастания (письменно в тетради) проверка - Что можете сказать про ряд чисел? ( это отрезок натурального ряда, состоит из натуральных чисел) - Что помните о натуральных числах? (это числа, получаемые при счёте) - Превратите отрезок натурального ряда в натуральный ряд чисел. Вспомните свойства натурального ряда чисел.(начинается с 1, каждое следующее число больше на 1, в конце стоит многоточие) Учитель: Молодцы, справились с этим заданием. Белочка предлагает выполнить ещё одно задание.
Карточка 2. (работа в парах) ( На партах у детей листы с изображением животных (птичка, шмель, стрекоза, белка), карточки с цифрами 2, 2, 4, 4, 5, пустая карточка. - Посмотрите на партах у вас лежат конверты. Раскройте конверт и достаньте карточки. - Определите сколько крыльев у каждого животного и положите рядом нужную карточку. Кто затрудняется в выборе числа, положите пустую карточку. - Что вы заметили, выполняя это задание? (к белочке положили пустую карточку) - Что можете сказать о количестве крыльев у белочки? (их нет) - Да у белочки нет крыльев. Можете ли вы это записать с помощью числа? Знаете ли вы это число? - Кто может назвать цель нашего урока.(познакомиться с числом 0) - Чтобы вы хотели о нём узнать? (где стоит в натуральном ряду, какой цифрой обозначается, как пишется) III «Открытие» детьми новых знаний - Ваши мысли, какая цифра нам поможет обозначить число крыльев у белки? - Кто может назвать тему нашего урока? Тема урока: Число 0 и цифра 0 (слайд 1) - Найдите и покажите цифру, которой можно обозначить число крыльев у белочки. (На доске цифры, ученик должен выбрать) Молодцы ребята! И с этим заданием справились? Белочка нам предлагает ещё третье задание (Карточка №3) ( поработать с учебником) чтение правила на стр.96 ( Число 0 записывают цифрой 0). - Ребята, на что похожа цифра 0? (высказывания детей) (слайд2) Ученик читает стихотворение: Цифра вроде буквы 0 Это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! - Оказывается у нас 0 не только математический, но ещё и лирический. - Ребята, а что в нашей жизни связано с числом 0? (01,02,03,04) (переставьте 1,0 – 01) Чтобы научиться писать цифру, надо её красиво смоделировать. Что для этого у вас есть на парте? (ниточка) Попробуйте смоделировать ноль у себя на столе.
-На что предлагаете обратить внимание при написании этой цифры? Объясняю и выполняю показ на доске: - Могу прокомментировать. С левой стороны клетки, немного выше середины нижней стороны клетки, начинаем писать овал вправо, который поднимается до верхнего угла. Потом опять округло двигаемся вниз к началу овала. Дети прописывают цифры в тетради. - Предлагаю подчеркнуть самую красивую цифру. - Замечательно!
Физминутка. Руки подняли и покачали Это деревья в лесу Руки нагнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу В сторону руки, плавно помашем Это к нам птицы летят Как они сядут, тоже покажем Крылья сложили назад.
-продолжаем выполнять задание белочки работу с учебником Рассмотрим рисунок и ответим на вопросы. Ответы запишем 2, 4, 0 - Сравните 0 с любым числом натурального ряда. - Что можете сказать? (оно меньше всех натуральных чисел) 0<2 0<4 - Где место 0 на отрезке натурального ряда чисел? (число 0 стоит у начальной точки на числовом отрезке) -Можно ли его назвать натуральным числом? IV Закрепление изученного материала. Карточка 4 (слайд 5) белочка просит помочь ёжику Помогите Ёжику. -Чем похожи и чем различаются соединённые линией грибы? ( шляпки и ножки одного цвета, но разного размера и по разному расположены в пространстве) - Составьте другую пару грибов, между которыми такое же различие. - Запишите номера этих грибов -Запишите суммы этих чисел и найдите их значения. Молодцы и с этим заданием справились.
-Посмотрите в учебник и ответьте на вопросы - Сколько на рисунке грибов, деревьев, зверей? Обозначьте цифрами 6,0,0 кто может прочитать число из трёх знаков?
Карточка 5 Ориентирование в пространстве (слайд 6) Белочка просит вас ответить на вопросы. Сколько птиц слева от дерева? (0) Сколько справа (3) Сколько собачек плавает в озере? (0) Сколько собачек на берегу (1) Сколько шариков у девочки в правой руке? (2) Сколько в левой?(0) Карточка 6 Развитие логического мышления: (слайд 7) а) Начертите один под другим три разных отрезка так, чтобы средний отрезок был не длиннее верхнего, а нижний отрезок — не длиннее среднего.
- Может ли при сложении двух чисел получиться ноль? (да, 0+0)
- Интересное число ноль? На следующих уроках мы узнаем о нём ещё очень много, познакомимся с его свойствами.
V. Рефлексия. (слайд 8) - Кто может рассказать белочке, что нового узнали ?
- Кому на уроке было комфортно, получили удовлетворение от работы, предлагаю нарисовать солнышко в правом нижнем углу. - Тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю нарисовать солнышко за облаком.