ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «МАЛЕНЬКИЕ РОССИЯНЕ»
Сырицына Светлана Ивановна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №58 г.Улан-Удэ
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «МАЛЕНЬКИЕ РОССИЯНЕ»
Пояснительная записка «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всём его величии...» К. Д. Ушинский Для каждого педагога, болеющего за дело воспитания, встаёт сегодня мучительный вопрос о состоятельности нашей системы воспитания вообще. Десятилетиями насаждавшиеся идеалы, развёрнутая в масштабах целого государства система воспитательной работы, кажутся не только беспомощными, но и лишними, даже вредными. Ситуация кризиса прежней идеологии, а значит, и системы воспитания, требует глубокого критического пересмотра прежних установок. Ещё 100 лет назад К.Д. Ушинский отметил, что цели воспитания должны быть вечными и независимыми от политических коллизий, должны соответствовать самой глубине человеческой природы. Учитель несёт личную ответственность за выбор ценностей, критериев воспитания. Он просто не имеет права слепо следовать указаниям времени. Ценности воспитания должны быть лично им опознаны и проверены Цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира и преимущественно общественного, то есть того, в котором ему придется действовать... А результатом такого понимания должно быть возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам правды и добра. Соединение личности с добром и составляет основную цель процесса воспитания. Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и раскрытия личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, гражданственности творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа - вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться классный руководитель и которыми должна насыщаться воспитательная система класса, школы. Школа №58 - единственная школа микрорайона, удаленного от центра города и обособленного рамками военного городка. Территориально школа объединена с военными частями, учитывая эти особенности педагогический коллектив школы № 58 целенаправленно проводит работу по воспитанию патриотизма у школьников. Исходя из этого, методом проб и ошибок, я создаю свою систему воспитательной работы в классе. Уже второй год моя работа с классом реализуется через программу воспитания «Маленькие россияне», которая возникла потому, что передо мной встали следующие вопросы: • Каким должен быть воспитательный процесс, который смог бы помочь ребенку стать гармоничной личностью, достойным сыном своего Отечества? • Каким содержанием этот процесс наполнить, чтобы обеспечить последовательность и преемственность? • Как реализовать комплексный подход, т.е. осуществить единство умственного, нравственного и трудового воспитания? • На что в первую очередь обратить внимание при определении содержания и форм деятельности? • Что будет ближней, а затем дальней перспективой?
Цели и задачи программы «Маленькие россияне» Цели: создание условий для воспитания трудолюбивой и любознательной личности ребёнка, знающего историю, традиции, природу своего края и уважающего живущих рядом людей, духовного обогащения детей. оздоровление и формирование потребностей здорового образа жизни. привлечение родителей к организациям воспитательного процесса учащихся класса. развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Задачи: - расширение и углубление знаний по истории, культуре, природе России, Бурятии. - развивать лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности класса ; - способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности. - выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения; -формировать гражданско-патриотические чувства учащихся, чувства сопричастности к судьбе Отечества. -воспитывать патриотичность в нравственных поступках и делах через гуманизацию и демократизацию личных отношений; -воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Познакомив детей с историей, культурой и бытом Бурятии в 1 классе, я решила расширить для своих младших школьников границы окружающего мира, чтобы они осознавали себя гражданами огромный страны под названием Россия. На достижение этих задач и направлена моя программа. Направленность программы логично вытекает из содержания процесса воспитания и соответствует принципам гуманистической системы воспитания. Один из принципов - культуросообразность воспитания - включает в себя: - учет национального своеобразия русского и бурятского народов; - опору на национальные традиции народа, его культуру; - изучение и использование национальной этнической обрядности.
Все это отражено в программе «Маленькие россияне». Она особенно актуальна в современных условиях, когда повсеместно приоритет отдается импортным товарам, иностранным обычаям, праздникам, культуре. В чем же отличие данной программы от широко известных? В том, что она имеет более узкую «специализацию», т. е. предназначена лишь для одного класса школы, а конкретно для моего 2 класса. Ее особенность ¬«дойти до каждого». Программа реализуется через организацию коллективно-творческих дел (КТД), методика проведения которой строится на базе концепции И.П.Иванова. Для меня имеет большое значение тот факт, что творческие дела на самом деле являются коллективными, т.к. планируются, готовятся, совершенствуются и обсуждаются совместно с детьми, родителями, педагогическим коллективом, учителями-предметниками (учителями музыки, ритмики и др.), инспектором ГИБДД, школьным медработником, библиотекарем школы, моих выпускников и многих других.
«От сотрудничества
к сотворчеству!» - девиз моей работы.
Ожидаемые результаты Я хочу вселить в душу ребенка гордость за свою Родину, осознание себя полноправным гражданином России. Для этого надо хорошо знать ее историю, полюбить свою Россию, пусть даже маленький ее уголок. На каждом этапе предусмотрена не узкая работа в одном направлении, а целостный воспитательный процесс по всем направлениям деятельности: трудовое воспитание, физическое, нравственное, художественно¬-эстетическое, гражданско - патриотическое. Если в конце года ребенок сумеет построить отношения с одноклассниками, основанные на принципах взаимопонимания, взаимоуважения, сможет раскрыть свой творческий потенциал в разных видах искусства, изучая этнокультурный быт русского и бурятского народов, то и в дальнейшем он сможет приумножить природные и культурные богатства нашей страны.
Содержание и формы деятельности Работа по программе проходит по темам:
1 тема - «Преданье старины глубокой» (I-П четверти) 2 тема - «Я гражданин России» ( ПI четверть) 3 тема - «Люблю берёзку русскую» (IY четверть) Для реализации этапов программа определяет 5 направлений: - познавательно - информационное - эстетическое - спортивно - оздоровительное - трудовое - гражданско-патриотическое Задачи тем: - рассказать детям об истории и наследии России; - познакомить с государственной символикой современной России и Бурятии: - рассказать и научить некоторым народным промыслам; - разучить народные игры, песни, танцы, сказки - продолжить краеведческую работу «Край, в котором мы живём» - воспитывать чувство гордости и уважения родной истории, к своему народу, традициям; - предоставить возможность детям проявить себя в разных видах деятельности Темы включают: - изучение истории, культуры, обрядов и искусства русского и бурятского народов; - заочные путешествия, экскурсии, беседы, классные часы, КТД, творческие проекты, викторины, конкурсы, праздники по разным темам; - изготовление поделок; - спортивные состязания, игры.
Формы подведения итогов реализации программы:
1.Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства 2. Организация праздников народного календаря 3. Участие в конкурсе чтецов «Цвети, родная Бурятия!» 4. Участие в районных краеведческих конференциях 5. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”