ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «МАЛЕНЬКИЕ РОССИЯНЕ»
Цели и задачи программы «Маленькие россияне» Цели: создание условий для воспитания трудолюбивой и любознательной личности ребёнка, знающего историю, традиции, природу своего края и уважающего живущих рядом людей, духовного обогащения детей. оздоровление и формирование потребностей здорового образа жизни. привлечение родителей к организациям воспитательного процесса учащихся класса. развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Задачи: - расширение и углубление знаний по истории, культуре, природе России, Бурятии. - развивать лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности класса ; - способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности. - выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения; -формировать гражданско-патриотические чувства учащихся, чувства сопричастности к судьбе Отечества. -воспитывать патриотичность в нравственных поступках и делах через гуманизацию и демократизацию личных отношений; -воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Познакомив детей с историей, культурой и бытом Бурятии в 1 классе, я решила расширить для своих младших школьников границы окружающего мира, чтобы они осознавали себя гражданами огромный страны под названием Россия. На достижение этих задач и направлена моя программа. Направленность программы логично вытекает из содержания процесса воспитания и соответствует принципам гуманистической системы воспитания. Один из принципов - культуросообразность воспитания - включает в себя: - учет национального своеобразия русского и бурятского народов; - опору на национальные традиции народа, его культуру; - изучение и использование национальной этнической обрядности.
Все это отражено в программе «Маленькие россияне». Она особенно актуальна в современных условиях, когда повсеместно приоритет отдается импортным товарам, иностранным обычаям, праздникам, культуре. В чем же отличие данной программы от широко известных? В том, что она имеет более узкую «специализацию», т. е. предназначена лишь для одного класса школы, а конкретно для моего 2 класса. Ее особенность ¬«дойти до каждого». Программа реализуется через организацию коллективно-творческих дел (КТД), методика проведения которой строится на базе концепции И.П.Иванова. Для меня имеет большое значение тот факт, что творческие дела на самом деле являются коллективными, т.к. планируются, готовятся, совершенствуются и обсуждаются совместно с детьми, родителями, педагогическим коллективом, учителями-предметниками (учителями музыки, ритмики и др.), инспектором ГИБДД, школьным медработником, библиотекарем школы, моих выпускников и многих других.
«От сотрудничества
к сотворчеству!» - девиз моей работы.
Ожидаемые результаты Я хочу вселить в душу ребенка гордость за свою Родину, осознание себя полноправным гражданином России. Для этого надо хорошо знать ее историю, полюбить свою Россию, пусть даже маленький ее уголок. На каждом этапе предусмотрена не узкая работа в одном направлении, а целостный воспитательный процесс по всем направлениям деятельности: трудовое воспитание, физическое, нравственное, художественно¬-эстетическое, гражданско - патриотическое. Если в конце года ребенок сумеет построить отношения с одноклассниками, основанные на принципах взаимопонимания, взаимоуважения, сможет раскрыть свой творческий потенциал в разных видах искусства, изучая этнокультурный быт русского и бурятского народов, то и в дальнейшем он сможет приумножить природные и культурные богатства нашей страны.
Содержание и формы деятельности Работа по программе проходит по темам:
1 тема - «Преданье старины глубокой» (I-П четверти) 2 тема - «Я гражданин России» ( ПI четверть) 3 тема - «Люблю берёзку русскую» (IY четверть) Для реализации этапов программа определяет 5 направлений: - познавательно - информационное - эстетическое - спортивно - оздоровительное - трудовое - гражданско-патриотическое Задачи тем: - рассказать детям об истории и наследии России; - познакомить с государственной символикой современной России и Бурятии: - рассказать и научить некоторым народным промыслам; - разучить народные игры, песни, танцы, сказки - продолжить краеведческую работу «Край, в котором мы живём» - воспитывать чувство гордости и уважения родной истории, к своему народу, традициям; - предоставить возможность детям проявить себя в разных видах деятельности Темы включают: - изучение истории, культуры, обрядов и искусства русского и бурятского народов; - заочные путешествия, экскурсии, беседы, классные часы, КТД, творческие проекты, викторины, конкурсы, праздники по разным темам; - изготовление поделок; - спортивные состязания, игры.
Формы подведения итогов реализации программы:
1.Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства 2. Организация праздников народного календаря 3. Участие в конкурсе чтецов «Цвети, родная Бурятия!» 4. Участие в районных краеведческих конференциях 5. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”