Не секрет, что нынешние дети читают гораздо меньше своих сверстников из
середины прошлого века. Но ведь без регулярного чтения нет и не может
быть гармонично развитой личности, не говоря уже о том, насколько важны
навыки осознанного чтения для развития мышления, памяти и внимания. Как
привить ребенку интерес к чтению? Об этом будет рассказано в нашей
статье.
Впервые задуматься над тем, как вырастить книголюба, стоит еще до того, как малышу
исполнится год. Начиная с 5-6 месячного возраста, покупайте ребенку
большие цветные книжки с картонными страницами. Сев рядом с малышом,
разглядывайте вместе картинки, с выражением читайте ему короткие стихи,
просите переворачивать страницы и не сердитесь, если карапузу вдруг
захочется попробовать книжку на вкус.
Постарайтесь не сформировать у ребенка привычку часто смотреть
телевизор. Причем с определенной долей настороженности следует
относиться даже к специальным детскимобучающим передачам, которые отнюдь не помогают детям самостоятельно
познавать мир. Малыши, ставшие постоянными зрителями таких передач, со
временем понимают, что если чуть-чуть подождать, то по ходу передачи все
ответы будут даны им без каких-либо затраченных усилий, что может
отбить желание совершать собственные открытия. Поэтому следите за тем,
чтобы ребенок проводил у телевизора как можно меньше времени, помня о
том, что включенный телевизор – это отключенное мышление.
Стремясь заинтересовать ребенка чтением книг, сами подавайте ему нужный
пример. В младшем возрасте дети охотно повторяют действия взрослых,
поэтому если вы будете ежедневно брать в руки книгу, то вероятней всего,
и ребенок будет делать то же самое.
Запишите ребенка в детскую библиотеку. На первых порах туда следует
ходить вместе с ребенком, но постепенно он научится сам выбирать книги
по вкусу, тем самым проявляя свою индивидуальность. Проявляйте интерес к
тем книгам, которые ваш сын или дочь взяли в библиотеке, побуждайте
детей выражать собственное отношение к прочитанному.
Чаще заходите в книжные магазины, отдавая предпочтение тем, где книги
свободно стоят на полках, так что их можно спокойно взять в руки,
полистать, оценить иллюстрации и содержание. Если ребенку понравилась
одна книга, а вам – другая, лучше купить сразу обе. Если же такой
возможности нет, то потратьте деньги на книжку, приглянувшуюся именно
ребенку, чтобы показать ему, что вы уважаете его желания.
До определенного возраста контролируйте, какую именно литературу читают
ваши дети. В детских книгах недопустима пропаганда жестокости,
чрезмерная мистика и тому подобные вещи, способные негативно повлиять на
ранимую детскую психику. В то же время никогда не заставляйте ребенка в
приказном порядке читать тех или иных авторов. Если же вам хочется,
чтобы ребенок приобщился к действительно качественной детской
литературе, постарайтесь сделать это ненавязчиво.
Откажитесь от покупки дисков с фильмами
или мультфильмами, снятыми по мотивам тех книг, которые ваши дети пока
еще не успели прочитать. Каждая книга, которую ребенок взял в руки,
должна нести для него элемент неожиданности, иначе ему будет неинтересно
ее читать.
Хорошо завести семейную традицию совместного чтения. Каждый день перед
сном вместе с детьми вслух читайте разные хорошие книги, что гораздо
полезней совместного просмотра телевизора. Только обязательно учитывайте
возраст юных слушателей и их общее развитие – как бы умны и
сообразительны ни были ваши дети, «взрослые» произведения классиков и
современных авторов пока что окажутся для них чересчур сложными и не
вызовут интереса.
Поскольку вы сами будете выступать в роли чтеца, это позволит вам
контролировать процесс чтения: читать выразительно и с соблюдением всех
нужных интонаций; соблюдать ритм; видоизменять текст, делая его более
понятным ребенку. Обыгрывайте каждое предложение, не торопитесь,
создавайте голос образы персонажей произведения. Приготовьтесь к тому,
что ребенок будет задавать вам вопросы, делать комментарии по ходу
чтения текста и проявлять свое отношение к прочитанному. Реагируйте на
все реплики ребенка, демонстрируя, что для вас важно его мнение.
Чаще предлагайте ребенку почитать вслух. Такое чтение прекрасно
развивает речь ребенка, он учится правильно произносить слова,
овладевает интонациями, начинает читать четко и без неоправданных пауз,
увеличивает скорость чтения. Попросите ребенка читать вам, пока вы
готовите ужин, и постепенно вы сами сможете оценить все те положительные
изменения, которые с ним произошли.
Точно так же, если ребенок просит вас почитать вслух книжку, не
отказывайте ему, ссылаясь на то, что он уже большой и умеет читать сам.
Если же вы поставили своей целью приучить ребенка к самостоятельному
чтению, прочитайте ему почти всю книгу, а потом попросите самому
дочитать оставшуюся страницу. На следующий день немного увеличьте объем
текста, предназначенного для самостоятельного чтения, и дальше
действуйте в том же духе, стараясь не форсировать события, пока ребенок
не привыкнет читать сам.
Когда ваш сын или дочь самостоятельно прочтет всю книгу от начала и до
конца, не забудьте пообщаться с ним на тему прочитанного. Пускай дети
перескажут вам самые яркие, на их вкус, моменты из книги, опишут главных
героев и выразят свое отношение к их поступкам.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было место для хранения своих книг.
Пока малыш еще совсем мал, с этой задачей прекрасно справится коробка
из-под обуви
или нижняя полка шкафа. С годами стоит подумать о приобретении стеллажа
или книжного шкафа, где спокойно смогла бы разместиться разросшаяся
библиотека, в которой все больше полок занимает серьезная, «взрослая»
литература.
И наконец, всегда следите за тем, чтобы дети читали при хорошем
освещении и в удобной позе. Чтение – это замечательно, но не стоит
забывать и о здоровье.