Когда
ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие
родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу.
Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил
в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе? В этот период
родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребенок
начинает восприниматься через призму успешности обучения в школе.
Насколько правомерна подобная позиция мам и пап? Есть ли критерий,
который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка
к школьной жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название
"школьная зрелость",
или психологическая готовность ребенка к
школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение
ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается
способным принимать участие в школьном обучении.
Что обеспечивает успешное освоение новой социальной роли школьника?
Большинство родителей думают, что они подготовили ребенка к школе,
если научили его, например, читать. Так ли это? Представьте себе ситуацию,
когда в одном классе собрались как читающие, так и нечитающие дети.
У детей, не умеющих читать, будет активно формироваться навык чтения,
а что остается делать тем, кто умеет читать?
В психологии известна следующая закономерность формирования навыка
чтения. Сначала этот процесс идет по нарастающей, то есть ребенок
быстро усваивает нужный навык. Затем процесс выработки навыка замедляется,
и какое-то время навык практически не совершенствуется. Такое состояние
психологи называют состоянием "плато". Значит, пока ваш
читающий ребенок находится в состоянии "плато", другие дети
активно совершенствуют навык чтения. Затем наоборот, ваш ребенок готов
выйти на более высокий уровень, тогда как другие дети как раз оказываются
в зоне "плато". Что лучше?
Как показывает опыт, к концу первого полугодия первоклассники выравниваются
и читают примерно одинаково. Может, было бы разумно собрать в один
класс читающих, а в другой нечитающих детей? Оценка качества чтения
у третьеклассников - и тех, кто в первом классе умел читать, и тех,
кто не умел, - показывает, что дети в большинстве случаев читают примерно
одинаково. Связано это прежде всего с личностью учителя, стилем и
методами его работы с детьми. При правильном взаимодействии с ребенком,
построенном с учетом его индивидуальных особенностей, достигается
оптимальное развитие каждого ученика.
Итак, навыки чтения, письма, счета и другие относятся к общеучебным
умениям, но, несмотря на свою важность, не они определяют готовность
ребенка к школе.
Старший дошкольник к началу школьного обучения уже прошел огромный
путь в своем психическом развитии. Можно выделить три основных направления
психологической готовности ребенка к школе, на основе изучения которых
можно сделать вывод о школьной зрелости: психофизиологическое, интеллектуальное
и личностное.
Психофизиологические особенности.
К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие
по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей
в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека.
Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений
в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных
задач.
К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария
мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной
системы, отвечающей за развитие речи. Этот процесс находит отражение
в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов.
Если вы спросите у детей четырех-пяти лет, как назвать одним словом
грушу, сливу, яблоко и абрикос, то можно наблюдать, что некоторые
дети вообще затрудняются найти такое слово или им требуется много
времени для поисков. Семилетний же ребенок без труда находит подходящее
слово ("фрукты").
К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария.
Мозг ребенка "левеет", что находит свое отражение в познавательной
деятельности: она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной.
В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится
более логичной, менее эмоциональной.
К началу школьного обучения у ребенка достаточно развиты тормозные
реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого
и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные
процессы становятся более уравновешенными и подвижными.
Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой
ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают
формирование навыков письма. Процесс окостенения запястий завершается
лишь к двенадцати годам. Моторика руки у детей шестилетнего возраста
развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более
восприимчивы к письму, чем шестилетки.
В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако
движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированны.
Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы
позволяют ребенку участвовать в школьном обучении.
Дальнейшее психофизиологическое развитие ребенка связано с совершенствованием
анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик
(вес, рост и т. п.), совершенствованием двигательной сферы, развитием
условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения.
Познавательная сфера. К шести-семи
годам относительно сформированы все анализаторы коры мозга, на основе
которых развиваются разные виды чувствительности. К этому возрасту
улучшается острота зрения, точность и тонкость цветоразличения. Ребенок
знает основные цвета и их оттенки. Повышается звуковысотная различительная
чувствительность, ребенок правильнее может различать тяжесть предметов,
допускает меньше ошибок при определении запахов.
К началу школьного обучения у ребенка сформированы пространственные
отношения. Он может правильно определить положение предмета
в пространстве: ниже - выше, впереди - сзади, слева - справа, над
- под. Наиболее сложными для усвоения являются пространственные отношения
"слева - справа". Сначала дети устанавливают связь между
направлением и частями своего тела. Они различают правую и левую руку,
парные органы и стороны своего тела в целом. Ребенок определяет расположение
чего-то справа или слева только от себя. Затем, уже в младшем школьном
возрасте, дети переходят к восприятию относительности направлений
и возможности переноса их определения на другие объекты. Связано это
с тем, что дети могут мысленно учитывать поворот на 180 градусов и
понимать, что значит справа или слева от других объектов.
Задачи на глазомер дети хорошо решают в случае больших различий между
предметами, могут выделить такие отношения, как "шире - уже",
"больше - меньше", "короче - длиннее". Дошкольник
может правильно разложить палочки, ориентируясь на их длину: найти
самую длинную, самую короткую, расположить палочки по мере возрастания
или убывания их длины.
Восприятие времени старшего дошкольника
еще значительно отличается от восприятия взрослого. Дети понимают,
что время нельзя остановить, вернуть, ускорить или замедлить, что
оно не зависит от желания и воли человека. Во временном пространстве
ребенок старшего дошкольного возраста ориентирован на настоящее "здесь
и теперь". Дальнейшее развитие связано с интересом к прошлому
и будущему. В семь-восемь лет дети начинают интересоваться тем, что
было "до них", историей родителей. В восемь-девять лет они
"строят планы" на будущее ("я буду врачом", "я
женюсь" и др.).
Восприятие тесно связано с содержанием воспринимаемого объекта. Знакомый
объект (предмет, явление, изображение) ребенок воспринимает как единое
целое, а незнакомый - как состоящий из деталей. Дети шести-семи лет
предпочитают картинки с занимательными, находчивыми, веселыми персонажами,
они способны уловить юмор, иронию, дать эстетическую оценку изображенного
на картине сюжета, определить настроение.
Воспринимая форму предметов, ребенок
старается ее опредметить. Например, глядя на овал, он может сказать,
что это часы, огурец, тарелка и т. п. Ребенок сначала ориентируется
на цвет, а затем на форму. Если ребенку дано задание разложить по
группам фигуры: треугольники, прямоугольники, квадраты, овалы, круги
разных цветов, то он будет объединять их на основе цвета (например,
в одну группу войдут треугольник и круг зеленого цвета). Но если фигуры
опредметить, например дать изображенные на картинках стол, стул, яблоко,
огурец, то независимо от цвета ребенок будет объединять картинки по
группам на основе формы. То есть все огурцы независимо от цвета (красный,
желтый, зеленый) окажутся в одной группе.
Сенсорное развитие в дошкольном
возрасте включает в себя:
- развитие органов чувств;
- овладение сенсорными эталонами (цвет, форма, размер, фактура),
- усвоение способов обследования предметов (восприятие предмета в
целом, выделение основных частей, мелких деталей и соотношений между
ними, нахождение отличительных признаков).
К началу школьного обучения у ребенка достаточно развита произвольная
память. Совершенствование этого вида памяти связано с развитием
умения ставить цель запомнить что-либо и применить способы запоминания.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте хорошо развита двигательная
и эмоциональная память, а также
механическое запоминание. Ребенок
в шесть-семь лет воспроизводит после произнесения взрослым 4-8 хорошо
знакомых слов и 1-2 незнакомых.
К шести-семи годам у ребенка достаточно большой словарный запас -
около 14 000 слов. Речь ребенка отличается употреблением слов, связанных
с движением и деятельностью. Очень мало в речи детей прилагательных.
В шесть-семь лет увеличивается количество обобщающих слов.
В шесть лет все реже ребенком используется ситуативная речь
("А вот мы вчера с ним ходили. А там как застучит. Я испугался.
Потом было так весело. А он мне дал чупа-чупс. Все смеялись, и я тоже".
Оказывается, ребенок ходил с папой в цирк, где выступал клоун с собачкой.
Собачка выпрыгнула на бортик манежа и испугала его, так как он сидел
в первом ряду; потом подошел клоун и дал ему леденец). Появляется
контекстная речь, связанная с сообщением о ситуациях и явлениях, которые
в данный момент ребенок не наблюдает. Постепенно речь ребенка становится
связной, развернутой, логичной, понятной слушателю.
К шести годам постепенно развивается произвольное
внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо
по правилу или инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние
дети могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течение 10-15
минут. Правда, такие свойства внимания, как распределение (сосредоточение
сразу на нескольких существенных объектах) и переключение (способность
быстро сосредоточиться на другом объекте или задании), развиты пока
недостаточно.
К началу школьного обучения у ребенка развит кругозор.
Он владеет многими представлениями, связанными с окружающим миром.
От единичных понятий переходит к более общим, выделяя при этом как
существенные, так и несущественные признаки. Если двухлетний ребенок
на вопрос о том, что такое ложка, ответит: "Ложка - это вот!"
- и покажет на конкретную ложку, то старший дошкольник скажет, что
ложка - это то, с помощью чего едят суп или кашу, то есть выделит
функцию предмета.
Систематическое школьное обучение приводит к постепенному овладению
ребенком абстрактными понятиями, усвоению родо-видовых отношений между
предметами. Однако и некоторые дошкольники могут относительно той
же ложки сказать, что это предмет (или кухонная посуда), то есть выделить
родовой признак понятия. Помимо существенных признаков, таких как
функциональное назначение (для еды), старший дошкольник может определить
и несущественные (красного цвета, с рисунком медвежонка, круглая,
большая и др.).
Ребенок использует пример как основную форму доказательства на первых
этапах обучения в дошкольном детстве и начальной школе. При объяснении
чего-либо все сводится к знакомому, частному, известному.
В мышлении дошкольника можно выделить
следующие особенности. Во-первых, для детей характерен анимизм (одушевление
неживой природы, небесных тел, мифических существ). Во-вторых, синкретизм
(нечувствительность к противоречиям, связывание всего со всем, неумение
отделить причину и следствие). В-третьих, эгоцентризм (неумение посмотреть
на себя со стороны). В-четвертых, феноменальность (склонность опираться
не на знание об истинных отношениях вещей, а на их кажущиеся отношения).
Особенность мышления детей - одухотворять природу, приписывать неодушевленным
вещам способность мыслить, чувствовать, делать - Жан Пиаже назвал
анимизмом (от лат. animus - душа).
Откуда же возникает это удивительное свойство мышления дошкольника
- видеть живое там, где, с точки зрения взрослого человека, его не
может быть? Многие находили причину детского анимизма в том уникальном
видении мира, которое складывается у ребенка к началу дошкольного
возраста.
Для взрослого весь мир упорядочен. В сознании взрослого существует
четкая грань между живыми и неживыми, активными и пассивными объектами.
Для ребенка таких строгих границ нет. Ребенок исходит из того, что
живое - это все, что движется. Речка живая, так как она движется,
и облака живые - по той же причине. Гора неживая, так как она стоит.
Дошкольник с момента своего рождения слышал направленную к нему речь
взрослого, насыщенную анимистическими конструкциями: "Кукла хочет
кушать", "Мишка пошел спать" и т. д. Помимо этого,
он слышит такие выражения, как "Дождь идет", "Солнце
взошло". Метафорический контекст нашей речи скрыт от ребенка
- отсюда анимизм мышления дошкольника.
В особом, одушевленном мире дошкольник легко и просто осваивает связи
явлений, овладевает большим запасом знаний. Игра и сказка, в которых
даже камень дышит и разговаривает, - это особый способ освоения мира,
позволяющий дошкольнику в специфической форме усвоить, понять и по-своему
систематизировать тот поток информации, который обрушивается на него.
Следующая особенность детского мышления связана с установлением естественной
причинности между событиями, которые происходят в окружающем мире,
или синкретизмом.
Синкретизм - подмена объективных причинно-следственных связей субъективными,
существующими в восприятии. Ж. Пиаже в своих опытах задавал детям
вопросы относительно причинных зависимостей в окружающем мире. "Почему
солнце не падает? Почему луна не падает?" В своих ответах дети
указывали различные свойства предмета: величину, расположение, функции
и т. п, связанные в восприятии в одно целое. "Солнце не падает,
потому что большое. Луна не падает, потому что звезды. Солнце не падает,
потому что светит. Ветер - потому что деревья качаются". Приведем
пример синкретизма в рассказе ребенка шести лет. "Идет Красная
Шапочка по лесу, навстречу ей лисичка: "Чего ты плачешь, Красная
Шапочка?" А та отвечает. "Как же мне не плакать?! Меня волк
съел!""
Следующая особенность детского мышления заключается в неумении ребенка
посмотреть на объект с позиции другого и называется эгоцентризм.
Ребенок не попадает в сферу своего собственного отражения (не видит
себя со стороны), замкнут на своей точке зрения.
Феноменальность детского мышления
проявляется в том, что дети опираются на кажущиеся им отношения вещей,
а не на то, что есть на самом деле.
Так, дошкольнику кажется, что молока в высоком и узком стакане много,
а если его перелить в низкий, но широкий стакан, то станет меньше.
У него нет понятия сохранения количества вещества, то есть понимания
того, что количество молока остается одинаковым, несмотря на изменение
формы сосуда. В процессе школьного обучения и по мере овладения счетом,
развития умения устанавливать взаимно однозначные соответствия между
объектами внешнего мира ребенок начинает понимать, что определенная
трансформация
не изменяет основных качеств предметов.
С первого дня школы от детей ожидают усвоения сложных социальных правил,
регламентирующих отношения в классе. Отношения с одноклассниками заключаются
в нахождении баланса между сотрудничеством и соперничеством, отношения
с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием.
В связи с этим уже в дошкольном возрасте начинают приобретать важное
значение нравственные мотивы, среди которых наиболее важны следующие:
сделать приятное, нужное людям, принести пользу, сохранить положительные
взаимоотношения с взрослыми, детьми, а также познавательные интересы,
в том числе к новым видам деятельности.
Развитие эмоционально-волевой сферы
связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый
возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности
нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое
значение начинают приобретать чувства, связанные с учебной деятельностью,
процессом познания. Их уже не удовлетворяет только лишь игровая деятельность.
Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе
которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие,
честность, товарищество.
К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают
над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в
активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного
возраста должны быть сформированы такие понятия, как "надо",
"можно", "нельзя". Надо убрать игрушки, почистить
зубы, застелить постель и т. п. - все это побудительная, активизирующая
функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9
часов вечера и т. п. - эти словесные воздействия родителей направлены
на торможение двигательной активности ребенка. "Можно" формирует
в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит
становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность
и ответственность: "Можно пойти погулять, после того как уберешь
игрушки (в младшем школьном возрасте - выучишь уроки)" и т. д.
У многих дошкольников сформированы волевые
качества, которые позволяют им успешно выполнять различные
задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план
действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия,
оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались
волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность,
помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности
задания и времени, отводимого на его выполнение.
У детей старшего дошкольного возраста расширяется круг потребностей.
Появляются новые потребности, связанные с желанием пойти в школу,
обрести статус школьника. Ребенок хочет узнавать новые сведения уже
не через игру, а в общении с учителем и другими детьми, начинает осознавать
свои потребности, однако часто потребности и интересы направлены на
внешнюю, наиболее привлекательную сторону школьного обучения (покупка
ранца, школьных принадлежностей, выделение в доме места для выполнения
уроков и т. п).
Родителям следует учитывать, что самооценка
у детей дошкольного возраста в основном завышена. И одна из трудностей
школьного обучения будет связана с формированием адекватной самооценки