Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева» г. Гагарин Смоленской области
КЛАССНЫЙ ЧАС «БУДЕМ ДРУЖИТЬ!?»
Автор: заместитель директора по УВР Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин Смоленская область 2014 Цель: формирование основ гармоничного развития личности. Задачи: – формировать представления о ценностях (материальных и духовных), дружбе, взаимовыручке и взаимопомощи; – способствовать развитию навыков нравственной саморефлексии; – содействовать развитию дружного, сплоченного коллектива. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход занятия: 1 слайд Каждый день мы общаемся со множеством людей – это наши одноклассники, учителя, приятели и знакомые по школе, но общение и дружба – это разные вещи. Дружить умеют не все, хороших друзей – единицы, именно поэтому наш сегодняшний классный час посвящен дружбе и называется «Давай дружить?!» 2 слайд Но начнем мы вот с чего: что такое ценность? Как вы понимаете это слово, какие предметы или явления ассоциируются у вас с этим словом? Мы говорим «ценность вещи», «вещь представляет ценность», имея в виду два основных смысла этого выражения. Во-первых, это - стоимость. например, в денежных единицах (рублях, долларах, марках и т. д.). Во-вторых, зна¬чимость для кого-то. Например, человек может хранить клочок бумаги (записку), дешевое колечко и очень дорожить этими вещами. Почему? Ответы детей А являются ли ценностями здоро¬вье, дружба, любовь? Многие ответят: «да». Итак, ценность - это понятие, означающее значимость какого-¬то объекта, явления для человека. Эта значимость может быть положительная или отрицательная. 3 слайд Ценности бывают материальные (предметные) и духовные. Как вы понимаете понятие «материальная ценность»? ответы детей 4 слайд Мы можем сделать вывод, что материальную ценность имеют продукты человече¬ского труда (товары и услуги), природные богатства и т. д. А что для вас «духовная ценность»? ответы детей 5 слайд Духовные ценности - это ориентиры поведения людей в раз¬личных областях деятельности. Они бывают нравственные, познавательные, политические, религиозные, эстетические. Всегда можно выстроить «пирамиду» ценностей общества в целом, какой-то группы, индивида. Для одного человека ценностью явля¬ется труд, творчество, для другого - праздность; для одного - деятельность, для другого - созерцание. Одни люди пред¬почитают материальные ценности, другие - духовные. В трудных, неопределенных ситуациях человек выбирает ценность, имеющую для него большее значение. На протяжении жизни может происходить смена цен¬ностей: появление новых и угасание, «выпадение» предшест¬вующих. 6 слайд Но есть такие ценности, которые всегда важны для любого человека. Какие это ценности, прочитайте, пожалуйста. 7 слайд Как вы считаете, являются ли ценностями любовь и дружба?
8 слайд Древнегреческий философ Джами ещё очень давно сказал: Здоровье береги, как редкий клад, Живи в достатке, но не будь богат, И пусть приходит разделить досуг К тебе надежный и сердечный друг... Про какие ценности говорит мудрец? ответы детей (ценность здоровья, достатка и дружбы). 9 слайд Послушайте, пожалуйста, стихотворение Василия Казанцева: Главное в руке — способность Рисовать, лепить, писать тома. Рисовать, лепить? Нет, главная особенность Все же — строить, возводить дома. Нет, пожалуй, нет. Важней, чтоб сила В каждой мышце радостно сквозила. Сила? Тоже нет. Не то, не так. Не того порядка слово. Главное — уменье сжать кулак. Тоже нет! Пожать ладонь другого. О чем хотел сказать автор? ответы детей Как вы думаете, дружить легко? ответы детей 10 слайд Для того, чтобы друзья были всегда с тобой, надо выполнять Золотое правило нравственности. Кто может его вспомнить? ответы детей
11 слайд То же самое, только другими словами сказал Продик в 5 веке до н.э.: «Если ты желаешь, чтобы тебя любили друзья, ты должен делать друзьям добро. Если ты хочешь уважения к себе со стороны какого-нибудь города, ты должен приносить пользу этому городу». Эта мысль затрагивает не только поведение с друзьями, но и поведение в целом. Каждому хочется, чтобы его любили и уважали, но не все прилагают усилия, чтобы добиться этого. Каждый человек хочет оставить след после себя, хорошие воспоминания, но делать что-то хорошее или полезное для этого хочет не каждый. Задумайтесь! Что вы можете сделать сейчас, чтобы о вас хорошо вспоминали потом – выручить друга, а может, вовремя сдать домашнее сочинение по русскому языку, а может, научиться слушать и уважать старших, а может, вовремя убирать класс… Школа – это часть вашей жизни, и в этой части вы тоже можете оставить яркий след и подружиться со многими хорошими и интересными людьми. 12, 13 слайды А теперь давайте подумаем, каким должен быть друг? СКАЗКА Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости: - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу. Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: - Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашку, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек. Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: - Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком. Поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его. И понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. - Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши. Кто из них настоящий друг? ответы детей 14 слайд Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки на тему дружбы и человеческих отношений. ответы детей 15 слайд Послушайте ещё одно стихотворение: Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра: Карандаш мне дал однажды (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне напоминал. Я упал и весь промок, Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка - Откусить мне дал когда-то, А теперь поставил в счет. Не влечет, меня, ребята, Больше к другу. Не влечет. О чем это стихотворение? ответы детей (дружба должна быть бескорыстной).
16 слайд Ребята, я желаю вам здоровья, много радости и веселья и много-много верных друзей. 17, 18 слайды Рефлексия. Сейчас я предлагаю вам вас заполнить таблицу и понятийную пирамиду.
18 слайд Спасибо за труд души!
Список использованной литературы 1. Василий Казанцев «Главное в руке…» 2. А.Л.Барто “Друг” 3. Русская народная сказка "Лиса и Журавль"
Интернет-источники 1. Жемчужины мысли http://www.inpearls.ru/comments/497912 2. Золотое правило нравственности http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%EE%EB%EE%F2%EE%E5_%EF%F0%E0%E2%E8%EB%EE_%ED%F0%E0%E2%F1%F2%E2%E5%ED%ED%EE%F1%F2%E8