Урок русского языка c использованием технологии Толлингеровой
31.03.2015, 11:49
Предмет: русский язык. Программа: РО по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: Несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов женского рода : типа армия. Тип урока: Постановка и решение учебной задачи. Цели урока: Образовательная: • Обнаружение нефонемных(противоречащих закону письма) написаний в падежных окончаниях и уточнение в связи с этим порядка действий при проверке орфограмм в этих случаях. • Расширение словарного запаса детей словами: Отечество, Отчизна, Родина. Развивающая: • Развитие умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу. Воспитательная: • Воспитание навыков культурного общения, толерантности, через групповую и парную работу. Здоровье – сберегающая. • Осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими ЗУН. Задачи: 1. Обнаружить несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия. 2. Выявить особенности основы этих слов. 3. Ввести в порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях слов, называющих предметы, дополнительную проверку при обозначении фонемы <э>. 4. Зафиксировать результат своей работы. 5. Выполнить тренировочные упражнения по этой теме. Этапы урока: 1. Приветствие. (Организационный момент- положительный настрой, рефлексия своего настроения). 2. Создание ситуации успеха (демонстрация детьми ранее полученных знаний). 3. Постановка проблемы перед учащимися. 4. Учебная деятельность. Открытие нового. 5. Учебно- практическая деятельность. 6. Итоговая рефлексия. 7. Домашнее задание. 8. Итог урока. 9. Оценивание. Ход урока: 1. Приветствие. Долгожданный дан звонок.. Начинается урок. - За окном прекрасная погода. В нашем классе тепло и уютно. У всех я вижу прекрасное настроение. Я надеюсь, что оно сохранится до конца урока. А мы начинаем урок русского языка. - Откройте тетради. Запишите число, вид работы.
2. Создание «ситуации успеха». - Прочитайте предложение на доске: Всякому мила родная сторона. 1.2 - Как вы понимаете слово мила? ( Дорога, близка, любима.) 3.2 Это слово часто встречается в пословицах, например: «Своя земля и в горсти мила». Среди дорогих сердцу слов есть одно, которое родственно слову родная, родной. -Какое это слово? (Родина). 1.1 - Как вы понимаете слово Родина? 3.2 - Какие близкие слова ему слова по значению вы знаете? (Родной край, Отчизна, родная страна, Отечество, Россия.) 2.6 - Почему Россию мы зовем Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством.)3.5 - - Как вы понимаете слово - Отчизна? 3.2 - Запишите словарные слова в тетрадь. - Вставьте одно из этих слов в пословицу, которую сложил народ о своей Родине: В армии быть – _______________ служить . 1.1 - Как вы её понимаете?3.2 - Что значит дорожить Родиной? 3.2 - Подставляем слово – страна. Окончание е, ударное. -Подставляем слово – Родина. Родине служить . ж.р. Окончание е. безударное. Как проверяем? 2.7 (Стране.) -Подставляем слово – Отчизна. Ж.р.Получается – Отчизне. Как проверить окончание? 2.7 - Подставляем слово –Россия. Ж.р. России. Нужно писать е, а у нас выходит и.3.5
3. Постановка проблемы. -Возможно ли такое? У нас несколько слов женского рода, а буквы при написании падежных окончаний разные. Может это орфограммы – нарушители? Нам необходимо разобраться в этой ситуации. Какая орфограмма нарушает закон письма и по каким правилам она пишется? 2.4 Это и есть задача нашего урока.
4.Учебная деятельность. Открытие нового знания. - Ну а чтобы доказать - нужно представить слово в виде фонем. Выполним звуковой анализ слова Россия - [р а сʹ и йʹ а]- ж.р. - По закону письма мы должны написать в Предложном падеже – е, а мы пишем и. Это и есть слова – исключения. Вместо фонемы <э> пишем букву и . - Какой вывод мы сделали? 3.1 - Вывод: [ и йʹ] <э>и Вернитесь в пословицу. Какое слово тоже является словом – нарушителем? - Докажите. Представьте в виде фонем. 3.5 армия. ([а р мʹ и йʹ а] –ж.р. - Вывод: (повторить). 1.1
5. Учебно- практическая деятельность. (Направлена на закрепление нового знания.) А) –Прочитайте слова. Какую особенность заметили? 2.4 армия Россия Мария Азия Туркмения гимназия история - На какие фонемы заканчивается эти слова? 1.1 _ Разделите эти слова на две группы. 2.6 - Объясните, почему слова данной группы написаны с большой буквы? 3.5 - Что у них общего? (Слова женского рода, оканчивающиеся на [ийʹ].) 1.2 - Поставьте слова в предложный падеж -1 ряд., дательный падеж- 2 ряд, родительный падеж.- 3 ряд. Докажите. Что поставили в нужный падеж. (Самостоятельная работа.) 3.5 -Почему именно эти буквы написали в падежном окончании? 3.2
Б)- (Работа в паре.) Вставьте пропущенные буквы в словах предложений. -У нас ещё зима, но весна уже наступает. На Кавказ_ уже цветут фиалки, прорастают в Ази_ семена февральских посев_в. Миндаль зацветает в Туркмени_. Птичьи стаи заволновались на Зимовках в Иран_, Египт_. Уже берут курс на север грачи.
- Докажите правильность постановки пропущенных букв. 3.5 (Слова – нарушители.Исключение из правил.) - Сколько человек справилось с заданием без ошибок. Поднимите руку. (Озвучить количество человек.)
6. Итоговая рефлексия. ( на листочках) Ответьте на вопрос. - Все ли слова пишутся по законам письма? (Нет.) - У слов какого рода вы наблюдали сегодня нарушение письма? (Ж.р._ - На что закончивается фонемное написание этих слов? ( На [ийʹ]). - Какой вывод можно сделать о написании этих слов? - Разделите предложенные слова на две группы. По какому признаку вы их разделили. Армия, Родина, Отчизна, Мария, история, сторона. - Все ли сумели справиться с этим заданием. Поднимите руку. (Озвучить количество справившихся.) - Выберите лишнее слово. Армия, Россия, Мария, история, гимназия, санаторий, Азия, Туркмения. ---- Почему? - Это и есть задача нашего следующего урока: проверить написание падежных окончаний у слов мужского рода, оканчивающихся ни [ийʹ].
7. Домашнее задание. Упр. 196.
8. Итог урока. - Так почему в пословице «В армии быть – России служить» нужно в слове армии, России писать букву и? 2.8 Какой вывод мы сегодня вывели на уроке?
9. Оценивание. -Кто на уроке был самым активным? Встаньте те, кто считает, что он работал вот так: - - Кто работал на более низком уровне? Я надеясь, что на следующем уроке многие ребята будут более активными.