Каталог файлов | <ВХОД> | Регистрация                                                               Понедельник, 13.05.2024, 04:16 Гость  
    Меню сайта

     Сертификат
Для того, чтобы получить сертификат, который подтвердит публикацию Вашего материала на сайте, заполните форму на ФОРУМЕ

      Моя кнопочка



      Категории раздела
Мои файлы [105]
презентации [135]
урок [37]
воспитательная работа [30]
сценарии [8]
нормативные документы [4]

      Начальная школа

«Методичний портал»


      Пообщаемся?
200

     Рассказать друзьям

      Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 112

      Форма входа


      Онлайн радио

      Аквариум
Рыбок в аквариуме можно покормить нажав на крышку

Главная » Файлы » урок

Урок-экскурсия "В гости к зиме" (3-й класс. По предмету "Окружающий мир")
26.11.2013, 21:13
Урок-экскурсия "В гости к зиме" (3-й класс. По предмету "Окружающий мир")

Цели урока:
1. Познакомить детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.
2. Систематизировать и обогатить знания детей о природе зимой, природных связях.
3. Прививать любовь и бережное отношение к природе.
4. Учить заботиться о птицах зимой (подкармливать их).
Оборудование: лопатки, лупа для рассматривания снежинок, карточки – названия привалов.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день мои юные друзья! Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие к очень красивому времени года, а какое это время года вы скажите сами. Отгадайте загадку:
Все кругом белым-бело
Все в тонком нежном кружеве
А лес укрыт пушистым инеем
Уснул до первых вешних дней.
– Догадались?. Правильно: сейчас повсюду творит чудеса снежная Зима. Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем парке?
Дети: Ответы детей.
Учитель: Правильно. В парке шуметь нельзя, потому что можно нарушить покой и птицы могут разлететься. А еще нельзя сходить с тропы, можно провалиться в глубокий сугроб. Но прежде, чем отправиться на экскурсию, давайте проведем "Конкурс юных любителей природы”. (На уроках чтения дети учили стихотворения русских поэтов о зиме, которые с удовольствием декламировали: С. Есенина "Поет зима – аукает”, "Береза”; Ф. Тютчева "Чародейкою, Зимою”)
Учитель: Молодцы, дети! А сейчас – в путь!
2. Первый привал "Неживая природа зимой” (в парке)
Учитель: Как вы думаете, дети, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем приход зимы?
Дети: Ответы детей.
Учитель: Подведем итог: и так, зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы – 22 декабря. В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Начинается она, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом.
Учитель продолжает: Посмотрите вокруг и скажите, что лежит вокруг: на земле, деревьях, кустарниках?
Дети: Все кругом укутал пушистый снег. Красиво кругом – все деревья, как будто обсыпаны серебром.
Учитель: Что такое снег? Из чего состоит?
Дети: Снег состоит из снежинок.
Учитель: Правильно, снег – это множество легких снежинок. Я знаю, что вы выучили стихотворение К. Бальмонта "Светло-пушистая снежинка белая…”. Прочитайте, пожалуйста. (Чтение наизусть 2 учащимися)
К. Бальмонт
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогою бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев танцующих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит, пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Учитель: Спасибо.
– Дети, а вот ваша одноклассница приготовила сообщение о снеге.
Ученица:
Рассказ. Раньше думали, что снег – это замершие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из ледяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики растут и становятся звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
Учитель: Дети, вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, вначале пушистый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Можно рассмотреть снежинки под лупой (по возможности).
Учитель продолжает: Что можно сказать о снежном покрове сегодня?
Дети: рассматривают снег, разгребают его. Отвечают на вопросы.
Учитель: Да, дети, снег сегодня плотный. Рассмотреть снежинки трудно, они сломали все свои лучики. А как вы считаете: Где снега больше? На открытой местности или под деревьями? Почему? Какую роль выполняет снег для растений?
Дети: Снег – укрывает корни деревьев, защищает их от морозов.
Учитель: Верно, снег – это теплое пушистое одеяло для растений.
3. Второй привал "Секреты живого мира”
Учитель: А теперь мы с вами будем наблюдать за живой природой. Дети, снег, оказывается, защищает не только растения, но и согревает животных. Лось, например, в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. А как встречают зиму другие животные?
Дети: Мыши – полевки роют себе норки под снегом и ходы. Лиса и ласка хорошо слышат мышку под снегом.
Учитель: Ребята, а насекомые как проводят зиму?
Дети: Ответы детей
Учитель: Зимние комарики, снежные паучки, леднички "прогуливаются” по снегу, если температура воздуха не ниже – 10о. учитель предлагает рассказать детям о белке, как она зимует. Отметить, что белка рыжий цвет шкурки зимой меняет на серый.
Учитель продолжает: А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?
Дети: Следы.
Учитель: Да, как будто на листе бумаги – на снегу оставили свои следы птицы. А я вам, дети, покажу следы некоторых животных, Вот белка. Почерк ее разобрать просто. Она короткими передними лапками обопрется – длинные задние лапки далеко – вперед вынесет и широко расставит. Лисий следок похож на след маленькой собаки. (Можно показать следы зайца, рыси, косули заранее приготовленные)

След белки
След лисицы
Вывод: Зная следы животных без особого труда можно узнать, кто побывал на зимней поляне.
4. Третий привал "Зимующие птицы”
Учитель: Особый разговор у нас пойдет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой?
Дети: Голод страшен птицам зимой.
Учитель: Да, нет ничего страшнее голода для птиц. Ведь сытой птице и холод, и мороз не страшен. И птиц греют не перья – их бывает несколько слоев.
Учитель продолжает: Каких зимующих птиц нашего края вы знаете?
Дети: Ответы детей. (Синицы, вороны, сороки, воробьи, дятлы).
Учитель:
Пестрый дятел крикнет громко
Разогнав лесную тишь.
– А какие птицы прилетают с севера?
Дети: Снегири.
Учитель: Любители полакомиться рябиной – снегири, а еще свиристели. (Показывает детям заранее приготовленные фото)
Учитель: Предлагает детям послушать рассказ о свиристелях.
Ученик. Рассказ. Свиристели прилетают к нам с севера и остаются зимовать. Очень нарядная птица. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. Поют негромко, как будто посвистывают. В народе про них говорят "Ишь как свистит!”. Поэтому, и называются свиристели.
Учитель: А еще есть птицы, которые зимой в снегу делают себе убежище и прячутся туда.
Ученик. Рассказ. Рябчики, глухари роют в снегу небольшую пещерку. Тетерев ныряет в снег прямо с ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20–30 см. Угнездившись, птица закроет ход рыхлым снегом. Оттого, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище. Вот так зимуют птицы!
Учитель: Дети, и о птичьем почерке нам надо поговорить,. Вот след сороки – от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого – прямая черточка. А здесь и ворона прошлась.

Следы вороны
Следы сороки
Учитель продолжает: Дети, птицы нуждаются в нашей помощи и ждут ее. Как мы можем помочь птицам?
Дети: Развесим кормушки.
Учитель: давайте повесим кормушки, которые принесли сегодня с собой в парк и насыплем корм.(Дети развешивают кормушки).
Учитель: Сейчас мы с вами сделаем доброе дело. Вы, по возможности, не забывайте брать с собой корм, и подкармливать птичек. А они обязательно скажут вам свое "Птичье Спасибо!”.
5. Четвертый привал "Игровой”
Учитель: Делит класс на две команды и предлагает детям игру "Зимний брейн-ринг”. Каждому участнику предлагается бросить снежок ("Снежки” изготовлены из ваты) и назвать:
1. Зимние природные явления.
2. Зимующие птицы.
3. Зимующих зверей.
Побеждает та команда, игрок которой был последним.
6. Итог урока-экскурсии
Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилась ли вам экскурсия? Чем?
Ответы детей.
С хорошим настроением дети возвращались в класс
Категория: урок | Добавил: Пчелка
Просмотров: 2617 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
    Голосуйте за сайт!
Школьно-Студенческая социальная Сеть! Конкурс образовательных сайтов. Сайты для учителей. Презентации для учителей по всем предметам конкурс сайтов Голосуйте за сайт!

    Мини - профиль
Гость


Группа:
Гости
Время:04:16


    Статистика
OnLine
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Всего онлайн:

    Поиск

    Который час?

    Календарь

    Информатика

«Методичний портал»


    Друзья сайта
2-Б клас. Бердичівська ЗОШ №5
Перша сходинка школяра
 Сайт учителя П’ятих Олени Іванівни
Этот сайт защищен «Site Guard» Школьный дворик Рудаковой Лидии Учительский портал

    Переводчик

    Сайт ГОРОО

    Фраза дня

    Живой уголок

           Школьная планета знаний   
Персональный сайт учителя начальных классов Лядской Натальи Владимировны