Каталог файлов | <ВХОД> | Регистрация                                                               Среда, 04.12.2024, 09:46 Гость  
    Меню сайта

     Сертификат
Для того, чтобы получить сертификат, который подтвердит публикацию Вашего материала на сайте, заполните форму на ФОРУМЕ

      Моя кнопочка



      Категории раздела
Мои файлы [105]
презентации [135]
урок [37]
воспитательная работа [30]
сценарии [8]
нормативные документы [4]

      Начальная школа

«Методичний портал»


      Пообщаемся?
200

     Рассказать друзьям

      Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 112

      Форма входа


      Онлайн радио

      Аквариум
Рыбок в аквариуме можно покормить нажав на крышку

Главная » Файлы » урок

Тема речевая и тема грамматическая
20.01.2015, 17:55
Тема речевая и тема грамматическая
Урок изучения обращений в 8 классе

Тема грамматическая. Роль обращений в речи. Выделение их на письме.
Тема речевая. Родина.
Цель: развивать умения использовать обращения в собственных высказываниях,
выделять их на письме запятой и восклицательным знаком.

Ход урока
1. Речевая разминка.
Исправьте данное стихотворение, восстановив правильный порядок строчек в нем, и выразительно прочитайте. (При необходимости можно использовать нумерацию строчек).

Проплываешь у любых ворот, (2)
Солнышко, ты в блеске и тепле (1)
И какой понравился народ? (4)
– Каждый, – Шепчет солнышко, – хорош.(5)
Где всего прекрасней на земле? (3)
Там, дружок, прекраснее всего. (8)
А где ты родился и живешь. (7)
Не могу обидеть никого, (6)
Д. Павлычко
2.Говорение.
Беседа по вопросам:

– К кому обращается мальчик?
– Что он спросил, что его интересует?
– И что же ответило солнышко?
– Где, по его словам, лучше всего?
– Страна, где родились и живем мы с вами, – это Украина. А знаете ли вы, как изображена она на карте?
(Работа с географической картой).
– Как можно ещё назвать страну, где мы родились? (Родина).
– Попытайтесь объяснить своими словами, что такое Родина.
(Страна, где мы родились и живем, где живут наши родители).
– Каждая страна имеет свои символы. Какие символы Украины вы знаете?
(Калина, барвинок, вышитая сорочка, рушник, песня).
– Может быть, вы вспомните строчки из песни о рушниках?
(«Я візьму той рушник, простелю, наче долю»; «Рушники у мами вишиті, хрещаті»; «Рушники, рушники, то матусі моєї роки»).
– Какими выдающимися личностями гордится Украина?
(Г, Сковорода, Т. Шевченко, Леся Украинка, М. Грушевский и много других).

Учитель. У вас отличные знания по географии и украинской литературе, а сейчас ещё оценим ваши знания родного языка.
На уроках української мови ви вже вивчили, що таке звертання. Пригадайте його визначення і наведіть власні приклади.
А теперь запишите это понятие по-русски и произнесите вслед за мной. Запомните, как оно пишется и произносится.

3. Чтение.
Наша Родина.
Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина. И каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень.
Человек, люби людей, с которыми ты живешь, люби свой народ. Люби свой язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги...
Без Родины и без своего народа ты не сможешь жить.
С.Соловейчик
● Работа над текстом:

1. Самостоятельное чтение текста молча.

2. Проверка прочитанного с помощью вопросов:

– О чем этот текст?
– Как вы считаете, автор правильно подобрал название? Как ещё можно озаглавить текст? (Родина. Родная сторона).
– Судя по тексту, автор сам любит свою Родину?
– Почему вы так думаете? ( Если человек призывает других любить ее, то наверняка и сам любит).
– Кого автор призывает любить Родину? (Человека).
– Он обращается к какому-то одному – человеку или же
ко многим? (Он обращается ко всему человечеству в лице одного человека).
– Так, где же здесь обращение? (Человек).
– Найдите в тексте предложения, где автор обращается к человечеству, и зачитайте их, вспомнив с уроков украинского языка, какой должна быть интонация.

3. Чтение текста вслух (1-2 раза в зависимости от времени).

4. Работа с обращением.

Поставьте своему товарищу по парте вопрос, в котором было бы обращение и который касался бы текста.
Например: Максим, ты согласен с мнением автора о том, что самое прекрасное на свете – Родина ?
Ребята по очереди произносят свои мини-диалоги, составленные по тексту, а остальные определяют в них обращения.

4. Чтение стихотворного текста:
– Мама! – слышится с холма.
Эхо тоже крикнет: «Ма – а – а!»
Это маму звал малыш.
Эхо, ты кому кричишь?
Г. Виеру
Задание:
– Назовите обращения, прозвучавшие в этом четверостишии. Обратите внимание, где они находятся в предложении и чем выделяются. (Одно – восклицательным
знаком, другое запятой).
– Возможен ещё вариант, когда обращение стоит в средине предложения, тогда оно выделяется запятыми с двух сторон. Давайте попробуем составить такие предложения, где бы обращение было в начале предложения, в средине, в конце, используя при этом схемы.
Обращение обозначим так: О.
1. О! ---.
2. --, О, --.
3. ---, О!

5. Аудирование.
Послушайте разговор двух друзей, которые путешествовали по своей стране. Определите на слух (можно записать на листочке), где здесь обращение.

Всю страну облетели два друга и всюду что-нибудь интересное встречали. Но настал конец их путешествию, вернулись они домой.
– Как, друг, доволен? – спросил Стас у Димы.
– Ух! – сказал Димка, и это, видно, означало, что путешествие ему поправилось.
– Так какая же она, наша страна? – поинтересовался мальчик.
– Большая! – ответил второй.
– А ещё?
– Богатая!
– А ещё?
– Сильная!
– А ещё?
– Дружная!
– А ещё?
– Добрая!
– А ещё?
Тут Димка подумал-подумал и добавил:
– Наша!
– Верно! - согласился Стас. – Страна – наша! Она и большая, и дружная, и добрая! А станет ещё богаче, ещё сильнее, ещё красивее!

Учитель. – Итак, какое обращение вы зафиксировали? (Друг).
Дальше – обобщающая беседа.
– Как определить, обращение в тексте? (Нужно найти слова, которые называют того, к кому обращаются).
– Возможно, вы постараетесь сформулировать, что такое обращение?
(Обращение – это слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращаются с речью).
– А тепер сформулюйте це правило українською мовою. (Звертання – це слово або декілька слів, які називають того, до кого звертаємось).
– Ви звернули увагу – слово або декілька слів. А як в українській мові називаються ці «слово або декілька слів»? (Поширені і непоширені звертання).
– Также в русском языке обращение может состоять из одного или из нескольких слов. Если из одного, то оно называется нераспространённым, а если из нескольких – распространённым.

Попробуйте распространить данные обращения:

1. С добрым утром, город (родной, милый).
2. Как я люблю тебя, Киев (славный, чудесный).
3. Тебе, Родина (моя, любимая), отдам все свои силы.
4. Как хороши вы, степи (необозримые, зеленые).
(Сначала предложение формулируется устно, выясняется, где ставить разделительные знаки, затем записывается на доске и в тетради).

6. Итоги урока.
Учитель.
– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
– Так что же такое обращение?
– А какие знаки препинания используются при обращении?
– А ещё мы много говорили о Родине, у каждого человека своя Родина, большая – страна, население которой мы представляем, и маленькая - село, город, в котором живём. Наша с вами маленькая Родина – это село Малая Козырщина. О нём расскажут нам Ольга и Владислав.
Ольга. Мы живём в селе Малая Козырщина. Владик, как ты думаешь, почему мы так его любим?
Владислав. Мы любим его потому, что здесь родились. Здесь ходим в школу. А ещё у нас чудесная природа.
Ольга. К нам прилетают аисты и вьют гнёзда. Летом много людей отдыхает возле речки Орель.
Владислав. А ещё есть место, перед которым мы преклоняемся, памятник воинам Второй мировой войны.
Ольга. Но это только малая часть того, что можно рассказать. А чтобы лучше и больше узнать, о нашем селе нужно приехать к нам в гости!
7. Домашнее задание.

Перепишите четверостишие и подчеркните в нём обращения.
Здравствуйте, сосны, дубы, тополя!
Здравствуйте, горы, луга и поля!
Здравствуйте, избы родных деревень!
Радостным будет сегодняшний день!
Категория: урок | Добавил: Никки
Просмотров: 892 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
    Голосуйте за сайт!
Школьно-Студенческая социальная Сеть! Конкурс образовательных сайтов. Сайты для учителей. Презентации для учителей по всем предметам конкурс сайтов Голосуйте за сайт!

    Мини - профиль
Гость


Группа:
Гости
Время:09:46


    Статистика
OnLine
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Всего онлайн:

    Поиск

    Который час?

    Календарь

    Информатика

«Методичний портал»


    Друзья сайта
2-Б клас. Бердичівська ЗОШ №5
Перша сходинка школяра
 Сайт учителя П’ятих Олени Іванівни
Этот сайт защищен «Site Guard» Школьный дворик Рудаковой Лидии Учительский портал

    Переводчик

    Сайт ГОРОО

    Фраза дня

    Живой уголок

           Школьная планета знаний   
Персональный сайт учителя начальных классов Лядской Натальи Владимировны