Теоретико-методические основы планирования уроков чтения в начальных классах Планирование на начальном этапе литературного образования основывается на двух целях: перспективной (долговременной) и специфической (для данного этапа, краткосрочный). Перспективная цель, объединяющая дошкольное, начальное и основное звенья образования, заключается в ознакомлении с детской и общей литературой, в формировании интереса к искусству слова. Специфическая цель выступает как конечная цель обучения на начальной ступени. Специфическая цель является первичным, ведущим компонентом, организующим урок чтения в начальных классах, а перспективная – вторичным. Почему? Система обучения читательской самостоятельности, теоретические принципы становления этого личностного качества школьников должны быть положены в основу работу учителя начальных классов потому, что ни воспитатель детского сада, ни учитель-филолог средней школы, ни тем более родители профессионально этим не занимаются, в то время как в меру своей подготовленности они занимаются достижением перспективной цели. Чтение в начальном обучении рассматривается как сложное психофизиологическое явление, вбирающее в себя протекание многих процессов: эмоциональных, мыслительных, волевых, это работа мозга речевого аппарата, которую надо умело организовать. Урок чтения может обеспечивать детям интенсивное развитие воображения, чувств, мышления, памяти, речи, если чтение организовано как «проживание» событий, обстоятельств в жизни героев. Сопереживание судьбе, мыслям, состояниям и настроениям как действующих лиц, так и автора. Урок чтения трехэтапен. Первый этап урока посвящен эмоциональному восприятию произведения в целом. Проводится короткая целенаправленная подготовка к восприятию, установка на выявление первичных впечатлений, выразительная подача произведения. На втором этапе урока – «обдумывающее восприятие». Проводится чтение текста по законченным частям и разбор компонентов произведения. На заключительном этапе урока проверяется как образное, эмоционально-экспрессивное влияние произведения на детей, так и логико-интеллектуальное обогащение личности читателя. Следуют выводы об идее произведения, выражаются литературные ассоциации, идет сравнение литературного материла с жизненными реалиями, планируется дальнейшая работа с понравившимся текстом. Количественная формула урока чтения может быть записана в следующих видах деятельности: - чтецкая пятиминутка (упражнения на развитие качеств навыка чтения); - вводная беседа; - первичное чтение произведения в целом; - беседа по проверке восприятия; - повторное чтение по частям; - аналитическая беседа; - выборочное чтение, поисковое чтение в процессе беседы, чтение с целью углубления осознанного восприятия и формирования полноценного навыка (чтение соревновательное, в лицах, по цепочке и пр.); -обобщающая беседа; -тренировочное выразительное чтение текста в целом (или в эпизодах, если текст крупнообъемный) - чтение вслух, про себя, шепотом (чем меньше класс, тем чаще вслух и шепотом, про себя – ведущий способ чтения в выпускном начальном классе), чтение быстрое (на время) и медленное (с остановками для размышлений), чтение в целом, по частям и выборочное-цитирование (в первый и последний раз тексты читают целиком, перечитывают по частям и выборочно), чтение поисковое (все прочитывается молча, а вслух – нужное), соревновательное (до первой ошибки), в лицах (с разделением речи автора и героев), хоровое (главные строки, стихи), по цепочке (повторное по очереди), за лидером (по образцу), тренировочное выразительное (по знакам речевой партитуры), конкурс выразительного чтения (по следам предварительной подготовки), заучивание наизусть стихов, чтение в парах или группе, комбинированное (начинается одним способом, а заканчивается другим), зачетное чтение (все качества навыка замеряются одновременно, в оценке участвует весь класс) и др. Смена видов и приемов чтения поддерживает интерес к уроку, к тексту, а игровой занимательный характер заданий по способу чтения создает положительный эмоциональный фон урока и учит младших школьников любить сам процесс чтения. В вводной беседе принято рассказывать об авторе, его творчестве, книгах. Беседа по первичному восприятию произведения непременно должна давать простор для самовыражения учащихся, т.е. следует поставить вопрос, дающий свободу ответа. Например, поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли: за кого вы волновались и почему; что запомнили; что произвело на вас впечатление и т.д. Во время ответов учитель изучает особенности детского восприятия, отмечает, как развито у отвечающих образное и логическое мышление. Аналитическая беседа – это объективная характеристика содержания и формы, способствующая глубокому пониманию смысла прочитанного. Типичность вопросов здесь зависит от специфики жанра произведения. При чтении рассказа нельзя не поставить вопросы по сюжету. Для анализа лирического стихотворения характерно словесное рисование мысленных картин пейзажа, портретов героев, то есть описание образов. При чтении басни важно выяснить критическую направленность содержания, мораль. В сказке интересно соединение реального и фантастического. Каждый жанр требует вопросов по языку: какое настроение вызвал текст и почему, благодаря каким словосочетаниям и словам вы почувствовали отношение автора к героям, в каком предложении заключена главная мысль и т.д. Если текст предстоит заучить наизусть или пересказать, обязательны вопросы по композиции, деление текста на части и озаглавливание частей. Обобщающая беседа требует сформулировать идею произведения, то основное, что надо запомнить, а также связать прочитанное с самостоятельным чтением, с жизнью. Урок чтения литературы в I классе, на подготовительном этапе, насыщен разделительными видами деятельности: педагог берет на себя наиболее трудные и долгие, учащиеся выполняют короткие и игровые, знакомые действия и операции, подражают работе учителя в целом. Урок читательской самостоятельности в I классе носит название «Встреча с книгой», ибо как таковая самостоятельность еще отсутствует, и урок проходит по инициативе учителя. Во II классе, на начальном этапе, учитель предает детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и после него. При этом основу планирования урока чтения литературы составляет работа с текстами определенных видов и жанров, а на уроке читательской самостоятельности – работа с книгами разных типов, разнообразной тематикой авторов. В III классе, на основном этапе, включается монографический принцип планирования как ведущий. Он означает углубленное изучение жизни и творчества классика литературы или особенностей определенного жанра литературы. На четвертом году обучения используется принцип долговременного погружения в тему, творчество, жанр или целое литературное направление: поэтические тетради, литературные сказки, народное творчество, научно-познавательная литература, юмористические детские книги и т.д. Выполнила: учитель начальных классов МОБУ СОШ №7 г. Якутска Парилова Елена Валерьевна
|