Каталог файлов | <ВХОД> | Регистрация                                                               Воскресенье, 22.12.2024, 16:32 Гость  
    Меню сайта

     Сертификат
Для того, чтобы получить сертификат, который подтвердит публикацию Вашего материала на сайте, заполните форму на ФОРУМЕ

      Моя кнопочка



      Категории раздела
Мои файлы [105]
презентации [135]
урок [37]
воспитательная работа [30]
сценарии [8]
нормативные документы [4]

      Начальная школа

«Методичний портал»


      Пообщаемся?
200

     Рассказать друзьям

      Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 112

      Форма входа


      Онлайн радио

      Аквариум
Рыбок в аквариуме можно покормить нажав на крышку

Главная » Файлы » Мои файлы

Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте
24.10.2014, 15:07

Овладение элементарными навыками чтения и письма в период обучения грамоте – это начало длительного процесса изучения школьниками русского языка. При обучении детей грамоте преследуются как ближайшие, так и отдаленные цели: выработка у детей навыков элементарного чтения и письма включается в более общую – подготовить учеников к усвоению грамматических и словообразовательных норм родного языка, правил орфографии, развить речь и мышление учащихся.
Одна из наиболее сложных задач начального обучения заключается в достижении высокого качества орфографических навыков. И от того, насколько полно будут сформированы в период обучения грамоте орфографические навыки, зависит дальнейшее обучение ребенка, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.
Обучение грамоте в период обучения грамоте носит пропедевтический характер: учащиеся практическим путем получают необходимые сведения о звуках речи: гласных (ударных и безударных) и согласных (твердых) мягких, звонких (глухих).
Особенность орфографической пропедевтики на уроках письма состоит в том, что «пропедевтика должна заключаться не в том, чтобы сообщить какие-то упрощенные, неточные правила, а в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учеников, не перегружая в то же время заучиванием каких-либо правил и других сведений».
Школьные программы и учебники ориентируют учителя на то, чтобы к моменту изучения орфографического правила ученики имели минимум знаний, умений и навыков, который потребуется им для правильного понимания и применения данного правила.
Современные «Букварь» и «Прописи» содержат богатый материал для пропедевтической работы по изучению многих орфографических тем.
В ходе работы с первоклассниками в период обучения грамоте мы видим, что учащиеся в данный период могут ознакомиться по меньшей мере с 9 видами таких орфограмм:
1. Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.
2. Заглавная буква в начале предложения и точка в конце.
3. Правописание сочетаний жи, ши.
4. Правописание сочетаний чу, щу.
5. Правописание сочетаний ча, ща.
6. Отдельные случаи написания парных звонких/глухих согласных.
7. Отдельные случаи написания непроверяемых безударных гласных.
8. Разделительный Ъ.
9. Разделительный Ь.
Наибольшую сложность для первоклассников представляет усвоение написаний слов с безударными гласными и парными звонкими и глухими согласными в корнях слов.
Поэтому важно своевременно и эффективно наладить пропедевтическую работу по изучению безударных гласных в период обучения грамоте.
Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных в корне слова является умение определять ударение.
На уроках письма ученики знакомятся со знаком ударения. Записав слово «Нина», они определяют, какой слог в слове произносится с большей силой голоса, и над этой гласной ставят ударение. Учитель сообщает, что над ударением гласный звучит отчетливо и пишется так, как слышится.
К концу букварного периода дети практически овладевают умением определять в слове ударение, если учитель систематически включает в уроки письма задания на нахождение и выделение ударного слога.
Научившись распознавать место ударения в слове, учащиеся в практическом плане овладевают умением находить в слове безударную гласную и знакомятся с приемами ее проверки.
На первых сроках обучения грамоте учащимся предлагают готовые графические образцы (коса-кОсы, сОсны-сосна).
Работа над данными парами слов строится в следующем порядке: какая гласная пишется под ударением в слове кОсы? Какая гласная пишется без ударения в слове косА?
Сравним написание гласных в ударном и безударном слогах. Какой же вывод можем сделать? (какая гласная пишется под ударением, такая же гласная пишется и без ударения в этом слове).
С целью развития орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах, проверять их написания учащимся можно предложить следующие виды заданий:
1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (мостЫ, рекА, столЫ).
2. Подбери к данным словам слова с безударно гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных (кОсы-косА, стрАны-странА).
3. Найди в тексте слова с безударными гласными и объясни их написания.
4. Среди данных слов (горА, гОры, горИстая) найди проверяемое и проверочное слова.
5. Найди в словах коза и коса орфограмму. Докажи, как ее проверить.
6. Подбери слова с безударной гласной О, которую можно проверить ударением (игра «Подбери слово» или «Кто больше подберет слов»).
7. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки, пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударную гласную Е. (Потому что в словах день и пень под ударением пишется гласная Е).
8. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву»: поля, моря, сады. Объясни, почему вставил такие буквы.
9. Игра «Подбери букву»: Красивые русские леса!
10. Лиса пошла по пушистому снегу.
Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
При знакомстве с родственными словами ставим следующие задачи:
1. Научить детей находить общую часть среди родственных слов.
2. Обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне независимо от того, в какой позиции они находятся.
3. Обогатить словарь учащегося.
В соответствии с этими целями учащимся можно предложить следующие задания:
1. Списать родственные слова (сад, садик, садовник). Выделить у них общую часть.
2. К данному слову (гора) подобрать родственные слова, выделить общую часть.
Таким образом, к моменту изучения правила правописания безударных гласных в корне слова ученик должен: различать гласные и согласные звуки и буквы, определять ударение, выделять безударную гласную в слове и подбирать проверочные слова, иметь достаточный словарный запас, чтобы подобрать родственные слова.
На выработке этих умений и важно сосредоточить пропедевтическую работу на уроках обучения грамоте.
Букварный период позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы и обобщения.

Выполнила: учитель начальных классов МОБУ СОШ №7
Парилова Елена Валерьевна

Категория: Мои файлы | Добавил: Елена5255
Просмотров: 7036 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
    Голосуйте за сайт!
Школьно-Студенческая социальная Сеть! Конкурс образовательных сайтов. Сайты для учителей. Презентации для учителей по всем предметам конкурс сайтов Голосуйте за сайт!

    Мини - профиль
Гость


Группа:
Гости
Время:16:32


    Статистика
OnLine
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Всего онлайн:

    Поиск

    Который час?

    Календарь

    Информатика

«Методичний портал»


    Друзья сайта
2-Б клас. Бердичівська ЗОШ №5
Перша сходинка школяра
 Сайт учителя П’ятих Олени Іванівни
Этот сайт защищен «Site Guard» Школьный дворик Рудаковой Лидии Учительский портал

    Переводчик

    Сайт ГОРОО

    Фраза дня

    Живой уголок

           Школьная планета знаний   
Персональный сайт учителя начальных классов Лядской Натальи Владимировны