Овладение элементарными навыками чтения и письма в период обучения грамоте – это начало длительного процесса изучения школьниками русского языка. При обучении детей грамоте преследуются как ближайшие, так и отдаленные цели: выработка у детей навыков элементарного чтения и письма включается в более общую – подготовить учеников к усвоению грамматических и словообразовательных норм родного языка, правил орфографии, развить речь и мышление учащихся.
Одна из наиболее сложных задач начального обучения заключается в достижении высокого качества орфографических навыков. И от того, насколько полно будут сформированы в период обучения грамоте орфографические навыки, зависит дальнейшее обучение ребенка, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.
Обучение грамоте в период обучения грамоте носит пропедевтический характер: учащиеся практическим путем получают необходимые сведения о звуках речи: гласных (ударных и безударных) и согласных (твердых) мягких, звонких (глухих).
Особенность орфографической пропедевтики на уроках письма состоит в том, что «пропедевтика должна заключаться не в том, чтобы сообщить какие-то упрощенные, неточные правила, а в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учеников, не перегружая в то же время заучиванием каких-либо правил и других сведений».
Школьные программы и учебники ориентируют учителя на то, чтобы к моменту изучения орфографического правила ученики имели минимум знаний, умений и навыков, который потребуется им для правильного понимания и применения данного правила.
Современные «Букварь» и «Прописи» содержат богатый материал для пропедевтической работы по изучению многих орфографических тем.
В ходе работы с первоклассниками в период обучения грамоте мы видим, что учащиеся в данный период могут ознакомиться по меньшей мере с 9 видами таких орфограмм:
1. Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.
2. Заглавная буква в начале предложения и точка в конце.
3. Правописание сочетаний жи, ши.
4. Правописание сочетаний чу, щу.
5. Правописание сочетаний ча, ща.
6. Отдельные случаи написания парных звонких/глухих согласных.
7. Отдельные случаи написания непроверяемых безударных гласных.
8. Разделительный Ъ.
9. Разделительный Ь.
Наибольшую сложность для первоклассников представляет усвоение написаний слов с безударными гласными и парными звонкими и глухими согласными в корнях слов.
Поэтому важно своевременно и эффективно наладить пропедевтическую работу по изучению безударных гласных в период обучения грамоте.
Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных в корне слова является умение определять ударение.
На уроках письма ученики знакомятся со знаком ударения. Записав слово «Нина», они определяют, какой слог в слове произносится с большей силой голоса, и над этой гласной ставят ударение. Учитель сообщает, что над ударением гласный звучит отчетливо и пишется так, как слышится.
К концу букварного периода дети практически овладевают умением определять в слове ударение, если учитель систематически включает в уроки письма задания на нахождение и выделение ударного слога.
Научившись распознавать место ударения в слове, учащиеся в практическом плане овладевают умением находить в слове безударную гласную и знакомятся с приемами ее проверки.
На первых сроках обучения грамоте учащимся предлагают готовые графические образцы (коса-кОсы, сОсны-сосна).
Работа над данными парами слов строится в следующем порядке: какая гласная пишется под ударением в слове кОсы? Какая гласная пишется без ударения в слове косА?
Сравним написание гласных в ударном и безударном слогах. Какой же вывод можем сделать? (какая гласная пишется под ударением, такая же гласная пишется и без ударения в этом слове).
С целью развития орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах, проверять их написания учащимся можно предложить следующие виды заданий:
1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (мостЫ, рекА, столЫ).
2. Подбери к данным словам слова с безударно гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных (кОсы-косА, стрАны-странА).
3. Найди в тексте слова с безударными гласными и объясни их написания.
4. Среди данных слов (горА, гОры, горИстая) найди проверяемое и проверочное слова.
5. Найди в словах коза и коса орфограмму. Докажи, как ее проверить.
6. Подбери слова с безударной гласной О, которую можно проверить ударением (игра «Подбери слово» или «Кто больше подберет слов»).
7. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки, пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударную гласную Е. (Потому что в словах день и пень под ударением пишется гласная Е).
8. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву»: поля, моря, сады. Объясни, почему вставил такие буквы.
9. Игра «Подбери букву»: Красивые русские леса!
10. Лиса пошла по пушистому снегу.
Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
При знакомстве с родственными словами ставим следующие задачи:
1. Научить детей находить общую часть среди родственных слов.
2. Обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне независимо от того, в какой позиции они находятся.
3. Обогатить словарь учащегося.
В соответствии с этими целями учащимся можно предложить следующие задания:
1. Списать родственные слова (сад, садик, садовник). Выделить у них общую часть.
2. К данному слову (гора) подобрать родственные слова, выделить общую часть.
Таким образом, к моменту изучения правила правописания безударных гласных в корне слова ученик должен: различать гласные и согласные звуки и буквы, определять ударение, выделять безударную гласную в слове и подбирать проверочные слова, иметь достаточный словарный запас, чтобы подобрать родственные слова.
На выработке этих умений и важно сосредоточить пропедевтическую работу на уроках обучения грамоте.
Букварный период позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы и обобщения.
Выполнила: учитель начальных классов МОБУ СОШ №7
Парилова Елена Валерьевна
|