Каталог статей | <ВХОД> | Регистрация                                                               Пятница, 26.04.2024, 03:21 Гость  
    Меню сайта

     Сертификат
Для того, чтобы получить сертификат, который подтвердит публикацию Вашего материала на сайте, заполните форму на ФОРУМЕ

      Моя кнопочка



      Категории раздела
Мои статьи [50]
для родителей [1]
Творческие работы учащихся [0]
нормативные документы [0]
разное [6]
Новости образования [0]

      Начальная школа

«Методичний портал»


      Пообщаемся?
200

     Рассказать друзьям

      Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 112

      Форма входа


      Онлайн радио

      Аквариум
Рыбок в аквариуме можно покормить нажав на крышку

Главная » Статьи » разное

Условия формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Условия формирования орфографической зоркости на уроках русского языка

 в начальной школе.

 

         Способность видеть орфограммы — это необходимое условие для овладения орфографическими навыками, для успешного применения правил.

         Значит, эту способность у учащихся надо воспитывать. Вопрос заключается в том, как это следует сделать.

         Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза — выделения звуков и букв, морфем при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями и т. д.

         Все эти занятия, упражнения по степени сложности и самостоятельности можно расположить в определенной последовательности:

 

1. Звукобуквенный анализ слов.

         Этому приему работы должно уделяться большое внимание, так как самоконтроль при изучении звуков и букв опирается прежде всего на слух и произношение. Ученики должны научиться правильно произносить звуки, различать их и «переводить» звуки и буквы. Пишущий всегда отправляется от слышимого слова. Поэтому важно, чтобы ученики еще до письма умели определить, что их может затруднить, какая это трудность, и решить вопрос о правильном написании.

         Письмо таких слов, в которых написание не расходится с фонетическим звучанием, не затрудняет учеников (дом, шар, стул), и все внимание их в этот период направлено на то, чтобы не допускать пропуска, замены, перестановки и т. д.

         Необходимы и крайне важны наблюдения над особенностями звуков в речи при анализе тех слов, написание которых расходится с произношением.

         Например, перед записью слова мороз (1 класс) следует предложить детям такие вопросы: «Какой звук слышится на конце слова?», «Какую букву нужно написать?».

 

2. Письмо с проговариванием.

         В основе этого письма — проговаривание по слогам.

         Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее, например:

        За — пишу з  с гласной а и т. д.

         Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «Пишу н, пишу ра (р) с  гласной а...»

         Такое письмо исключает пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шепотом, постепенно переходя на мысленное проговаривание. Проговаривание может быть как хоровое, так и индивидуальное.

 

3. Списывание.

         Этот вид упражнений предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, можно пользоваться полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т. д. до конца упражнения.

 

4. Комментированное письмо.

          Учащиеся не просто проговаривают по слогам предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.

 

5. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

         Развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается организованность, ответственность, самоконтроль, объективная самооценка.

 

6. Письмо под диктовку.

         Сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для развития внимания и  слуха проводится игра «Эхо».

         Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы учителю было слышно. Если кто-то «скопировал» неправильно (исказил окончание слова, безударную гласную в корне, парную согласную и т. п.), то предполагается еще раз повторить это слово всем, а затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и записывают слово по слогам.

 

7. Письмо по памяти.

         Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается аккуратность, честность, дисциплинированность, самоконтроль.

 

8. Творческие работы.

         Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения сосредоточиться на составлении и на записи своих предложений (диктуется каждое слово по слогам) и на логике изложения.

         Основные виды творческих работ: сочинения, изложения, творческие диктанты, составление предложений по опорным словам и т. п.

         При проведении творческих работ можно предложить детям пользоваться такой Памяткой:

·         Составь рассказ.

·         Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.

·         Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.

·         Проверь по слогам каждое слово.

·         Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

 

9. Грамматические задания.

         Их можно включать в каждый урок. Учитель произносит слово, одновременно на доске изображает его схему (в виде прямоугольника). Дети вдумываются в смысл, определяют, с маленькой или с большой буквы писать и почему. Если с большой, то учитель пририсовывает к прямоугольнику вертикальную черту. «Какие еще правила «спрятались» в этом слове?» - спрашивает учитель. Дети перечисляют.

         Формированию орфографической зоркости учащихся способствует также работа над ошибками с Памяткой. Эта Памятка заполняется детьми в классе под руководством учителя, с изучения первых орфограмм (Памятка работы над ошибками).

 

         Работая над орфографическим правилом, целесообразно вместе с детьми выделять существенные отличительные признаки орфограмм, учить их обнаруживать орфограммы по данным признакам.

        

        

 

Категория: разное | Добавил: nataliVL (11.01.2014)
Просмотров: 1922 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
    Голосуйте за сайт!
Школьно-Студенческая социальная Сеть! Конкурс образовательных сайтов. Сайты для учителей. Презентации для учителей по всем предметам конкурс сайтов Голосуйте за сайт!

    Мини - профиль
Гость


Группа:
Гости
Время:03:21


    Статистика
OnLine
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Всего онлайн:

    Поиск

    Который час?

    Календарь

    Информатика

«Методичний портал»


    Друзья сайта
2-Б клас. Бердичівська ЗОШ №5
Перша сходинка школяра
 Сайт учителя П’ятих Олени Іванівни
Этот сайт защищен «Site Guard» Школьный дворик Рудаковой Лидии Учительский портал

    Переводчик

    Сайт ГОРОО

    Фраза дня

    Живой уголок

           Школьная планета знаний   
Персональный сайт учителя начальных классов Лядской Натальи Владимировны